Как метод влияет на результат и при чем тут Аведон и Роден

 

 

 

"Задача искусства — волновать сердца"

 

Клод Гельвеций

(Франц. писатель)

 

 

 

 

 Не так давно я рассказывал вам о четырех постулатах фотографии по Кракауэру. В этой статье речь пойдет конкретно о первом “Стремление фотографии к неинсценированной действительности”, и о том, что получается если ему не следовать.

 

"Огюст Роден"

 

 Обратимся к Родену и его “Беседам об искусстве”. В отличии от большинства других скульпторов Роден применял свой метод в работе.

 Он никогда не требовал, чтобы натурщики сразу принимали нужные ему позы. Роден ждал, когда натурщик или натурщица освоится с обстановкой, привыкнет к наготе. Привыкнув, человек расслаблялся, а его движения переставали быть скованными. Они становились естественными  и непринужденными.

 

"Граждане Кале" Автор: Огюст Роден"

 

 Роден, как хищник, наблюдал за движениями натурщиков и когда понимал какая конкретно поза ему нужна, “набрасывался” на нее, сохраняя у себя в памяти.

 Уже впоследствии он просил натурщиков повторять эти позы. Роден утверждал, я многие с ним согласны, природная естественность поз оживляет скульптуры. Сама идея была позаимствована у древнегреческих скульпторов, которые постоянно наблюдали за атлетами, как те занимаются. Целью этого было получить естественность в застывшем куске мрамора.

 

                     "Автор: Огюст Роден"

 

 Сказанное Роденом можно смело перевести на язык фотографии и звучит это так: “фотография стремится к неинсценированной действительности”.

 В качестве примера  не стану приводить жанровых фотографов, а обращусь к портретистам. Почему я так поступил, вы поймете немного позже.

 

                 "Автопортрет Ричарда Аведона"

 

 Давайте вспомним потрясающего фотографа Ричарда Аведона.  Это яркий пример того, как должны сниматься портреты, как должна снимать мода. У такого замечательного автора есть не менее замечательная серия “Люди американского запада”.

 

"Как проходили съемки серии "Люди американского запада ”

 

 Серия была задумана и воплощена в едином порыве. Аведон искал типажи. Ради этого он объехал практически всю территорию США. Почему я вспомнил именно про него? Дело в том, как этот автор работал. Он, как и Роден, не просил позировать. Человек вставал на белом фоне, а Аведон наблюдал.  Постепенно человек свыкался с обстановкой, и раскрывался. Исчезала закрытость и зажатость. Все это время Аведон снимал. На одного человека он тратил в среднем по сотне слайдов большого формата. После съемочного дня отснятые материалы отправлялись самолетом в Нью-Йорк, проявлялись, печатались и таким же путем возвращались обратно к Аведону. Из этой сотни автор выбирал одну фотографию, в которой человек раскрыт полностью. Не правда ли похоже на метод Родена?

 

            "Работник змеиной фермы"

 

 К сожалению,  большинство современных фотографов этим методом не пользуются. Они ставят модели в какие-то дикие позы и всячески обходят любую естественность. То, что сейчас выдается за портреты к сожалению далеко не то, что должно быть. По факту — это салонщина. Снимки доработаны в фотошопе. Кожа модели обязательно выбелена и вычищена. Применяются разные способы украшательства. Все это от незнания предмета и от безвкусицы.

 

                      "Католический священник"

 

 

 Такое, у современных фотографов, представление о красоте. Люди сознательно избегают природного “уродства” людей. Отгораживаются от него глянцем.

 Роден писал, что для настоящего искусства нет вещей уродливых и некрасивых. Все, к чему прикасается художник становится красивым. И если вы посмотрите на его скульптуру, изображающую старуху вы поймете о чем он говорит.  

 

                       "Очередной перснаж из серии"

 

 По всей видимости, Аведон считал так же. Ведь в его серии нет, в понимании салонщиков людей красивых. Сплошное американское быдло. О чем собственно и писала пресса, когда открылась выставка с этими фотографиями. На самом деле эта серия настоящий учебник портретной фотографии.

 Я говорил ранее, что и Роден и Аведон избегали постановки, но они прибегали к режиссуре. Эти два понятия совершенно разные. Постановка — это как раз то, что снимают современные салонщики. Сплошная неестественность и показушность. Режиссура — это тонкое управление процессом, когда смотришь на фотографию и не возникает ощущения искусственности. Словно так все и было, без вмешательства.

 

                           "Рональд Фишео пчеловод"

 

 В качестве примера мы возьмем снимок из серии Аведона.  На снимке изображен Рональд Фишер, фермер пчеловод. Он откликнулся на объявление в газете. Впоследствии Аведон говорил, что сам бог послал к нему этого человека. Съемка длилась долго, но Аведон был недоволен. Фермер сильно нервничал. Тогда с бедняги сняли рубашку и обмазали феромонами, на которые слетелись пчелы. Они облепили тело Фишера. Весь процесс Аведон снимал не прерываясь. В конце концов был получен вот этот замечательный снимок. Посмотрите на взгляд Фишера. Он как буддистский монах. Его ничего не беспокоит. Да, тут есть режиссура, но это как раз то самое исключение,  когда снимок получился настолько естественным и живым, что режиссура становится совершенно незаметной.

 

              "Подготовка Фишера к съемкам"

 

 Именно к естественности фотограф должен стремиться. Человек всегда замечает фальшь и потому ценит именно естественные снимки, не инсценированные. Можно сказать, что мастерство фотографа измеряется как раз тем, как он умеет выхватывать такие моменты из жизни. Добиться мастерства можно только с помощью постоянных тренировок, наблюдений за людьми и конечно же с помощью формирования своего вкуса.

 В конце я советую вам познакомиться с серией Аведона. Это будет полезно вам.

Приятного просмотра!


 

Автор: Алексей Галушко


 

Похожие статьи:

Как?Как конкуренция влияет на искусство и почему она так важна в вашем творчестве!

Как?С чего начать в уличной фотографии?

Разбор фотографийРазбор фотографии Робера Дуано

Как?Как понимать язык фотографии?

Как?Как выработать насмотренность и зачем она нужна?



175 просмотров
Теги: творчество, скульптуры, роден, портреты, обучение фотографии, обучающая статья, кракауэр, как фотографировать, как, искусство, аведон

Комментарии