ФОТООБРАЗОВАНИЕ Часть третья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Итак, мы с вами добрались до практической части.
 Давайте сначала разберемся с формами обучения.

 Курс – предполагает несколько занятий. Фотография – дисциплина сугубо практическая, поэтому на любом курсе должны быть домашние задания. И обязательно должен быть диалог преподаватель – студент. Занятия в большинстве случаев эффективнее в группе. Но в ряде случаев оправдана необходимость индивидуального обучения. Например, если у студента такой график работы, что ему не «вписаться» ни в одну группу.
Очень важно и то, как часто ведутся занятия. На начальном этапе, пока идет усвоение основных понятий, занятия должны быть не реже 2 раз в неделю, иначе катастрофически падает их эффективность. Далее, когда начинаются учебные съемки, занятия могут быть реже – раз в неделю, чтобы было время на выполнения домашнего задания.
Абсолютно бесполезно пытаться давать информацию более двух часов подряд. Вы никогда не задумывались, почему уроки в школе иду 45 минут? Даже в ВУЗе «пара» предполагает пятиминутный перерыв после 45 минут. Именно из-за того, что при бОльшем времени степень усвоение материала резко снижается. Так что если Вы где-то видите обещание за 8 часов рассказать много всего интересного, то знайте, что 6 часов вы будете слушать, понимать и, даже что-то запомните, но не усвоите. Эффективны только первые два часа.

 

Типичный семинар


 Семинар. Это очень эффективная форма обучения, пожалуй, дающая самые серьезные результаты. Суть простая: все студенты выполняют работы на одну тему, например, портрет. А далее под руководством преподавателя идет разбор работ, обмен мнениями. Как вы понимаете, эта форма обучения годится только для уже имеющих твердые технические навыки фотографов. А если это семинар на тему какого-то жанра, то студент должен уже уметь работать со светом и владеть хотя бы основами композиции.
 

Мастер класс


 Мастер класс. По сути это рассказ ведущего (мастера) о том, что и как он делает. Главный нюанс в том, что слушатели мастер-класса УЖЕ должны хорошо разбираться в предмете и общаться с мастером на одном языке. То есть конечно, ничего вредного от посещения (даже не фотографом) мастер-класса хорошего специалиста не будет. Но что можно вынести из разговора, половину которого даже не понимаешь?

 Теперь поговорим о программах.
Сейчас очень модно предлагать программу из нескольких занятий, в которой обещают «все в одном флаконе». Например, такая (это цитата!):
Краткая программа «Основного курса для начинающих»
5 занятий
8 главных ошибок в фотографии
Композиция
Объем+портрет
Техника
Обработка
То есть автор на полном серьезе за одно занятие изложит ВСЮ композицию. Ровно так же за одно занятие обучит технике съемки. Более того, об этом прямо говорится (цитата): «Уже после ПЕРВОГО занятия Вы будете фотографировать ЗНАЧИТЕЛЬНО лучше! Я гарантирую!»
К слову сказать, учебник «Фотография» автора Э.Митчела насчитывает 420 страниц. А тут за два занятия (8 главных ошибок в фотографии и, видимо, техника) Вам это все расскажут.
ВЫ В ЭТО ВЕРИТЕ?

 Вот еще пример:
ПРОГРАММА
Общая продолжительность курса: 18 академических часов 
Занятие 1. Устройство фотоаппарата.
Съемка в программном режиме. Экспокоррекция. Устройство фотоаппарата на примере. Основные термины и понятия. Выдержка, диафрагма, светочувствительность. Как выбрать фотокамеру. Практика. 

Занятие 2. Рынок фототехники. Фокусировка.
Обзор рынка фототехники и аксессуаров. Объективы и их классификация. Автоматическая, ручная фокусировка. Выбор точки фокусировки. Методика focus-lock. Следящий фокус. Серийная съемка. Практика.

Занятие 3. Ручные режимы. Глубина резкости. Боке.
Экспопары. Замер экспозиции, основные режимы Av, Tv, M. Ручной контроль экспозиции (режим М). Глубина резкости, зависимость от фокусного расстояния и диафрагмы. Боке (размытие фона). Практика. 

Занятие 4. Источники освещения. Композиция.
Источники освещения. Баланс белого. Съемка на улице и в помещении, основные правила. Основные композиционные правила в фотографии, применение для различных видов съемки (портрет, детский портрет, пейзаж, предметы). Практика.

Занятие 5. Студийная съемка.
Знакомство с оборудованием фотостудии. Виды студийного освещения. Методы синхронизации. Особенности экспонометрии. Практические приёмы создания светотени на объекте съёмки (съемка с одним и с двумя источниками). Студийная фотосессия, практика. 

Занятие 6. Обработка фотографий. Экзамен.
Ретушь цифровых изображений. Abobe PhotoShop, основы работы. Ретушь лица. Исправление ошибок экспозиции. Уточнение цветопередачи. Удаление случайных элементов снимка. Подведение итогов, ответы на вопросы. Экзамен.

 Промолчим за очевидные технические ляпы уже даже в программе. Обратите внимание: курс 18 часов (замечу академических!), 6 занятий. Это две неполные студенческие «пары» подряд каждое занятие (три сорокапятки).

 Вот видите, эти ребята еще круче! Они за одно занятие дают не только композицию, но и всё про источники освещения и баланс белого. И это за три академических часа! А с обработкой-то какое чудо! Дэн Маргулис – автор 459-страничной монографии «Классическое руководство по цветокоррекции» – просто отдыхает! Тут за полторы «пары» вас научат и тому, и этому, да еще и экзамен примут!
А В ЭТО ВЕРИТЕ?

И ТАКИХ ВАРИАНТОВ СКОЛЬКО ХОТИТЕ!

 Если Вас обещают обучить ОСНОВАМ фотографии (т.е. не обработке, не композиции, не работе со светом, а только ОСВНОВАМ фотографии) меньше, чем за ДЕСЯТЬ астрономических часов, то это явный брак в работе системы обучения. При этом в эти десять часов домашнее задание НЕ входит.

 Композиция. Начальный курс меньше, чем из СЕМИ занятий быть не может. И это сугубо практический курс. Теория на нем занимает от 15 до 30 минут каждое занятие. А дальше анализ, разбор снимков и думать, думать, думать…И снимать, снимать, снимать…По большому счету все фотографы (а также живописцы, графики и все остальные художники) после изучения основ композиции учатся ей всю оставшуюся жизнь. И это не только мое мнение.

 Работа со светом. Где-то сродни композиции. Фотограф ей учится всю жизнь. Но основы можно постичь за 10-15 астрономических часов. Правда, тут без световых приборов обойтись очень сложно. Так что лучший вариант занятий – это студия. Можно, конечно, и дома экспериментировать с настольной лампой, но эффективность обучения сильно упадет.

 Обработка. Этому можно учиться и год, и два, и три. Но без базовых знаний графического редактора (например, Adobe PhotoShop) это всё «филькина грамота». Основы работы в редакторе можно освоить за 10-15 занятий. Вот после этого можно говорить об основах обработки снимка. А это еще 10-15 занятий минимум.


 

ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ


 Очное.

 Это непосредственное общение студентов и преподавателя. Это лучший вариант. Всегда можно задать вопрос, уточнить что-то. И, конечно, атмосфера занятий – это очень важно. Это ЕДИНСТВЕННЫЙ вид обучения, который предполагает любые курсы, семинары, мастер-классы.

 Он-лайн курсы (в том числе вэбинары).

 Для дистанционного варианта очень неплохо, и можно промотать запись сколько угодно раз (если она есть). Но атмосфера тут будет весьма условная. Вот только со студийным курсом тут все сложно: по сути нет непосредственного контроля преподавателя за работой студентов, можно оценить только результат.

 Другие формы заочного обучения.

 Честно говоря, меня они ставят в тупик. Я не очень понимаю, точнее не понимаю вовсе, как можно обучать фотографии заочно. Разобрать работу, указать недочеты реально. Но это мало и очень хлопотно для преподавателя. Хорошо если это один-два-три студента, а если десять? Индивидуальный подход? Отлично! Представьте, что преподавателю нужно ПИСЬМЕННО разобрать десять работ. Лично я за такое не возьмусь. Халтурить не умею, а разбирать подробно на совесть – это жуткое количество времени! Но это моя точка зрения, может для кого-то это вполне приемлемо.

 Вот, пожалуй, все, что я хотел рассказать о моем взгляде на преподавание фотографии. Вполне допускаю, что я что-то упустил, недосказал. Что ж, задавайте вопросы – обсудим.
Да! Чуть не забыл! Я обещал подборку литературы для самостоятельного начального обучения. Она в прикрепленном файле.
А вот рекомендуемый порядок чтения:
1. Фотография. Митчел
2. Экспозиция. Гонт
3. Свет и освещение. Килпатрик
4. Композиция. Любой вариант книги.

Ссылка на книги: https://yadi.sk/d/Wf8­5aNMW32vwDz

 

Автор: Дмитрий Гусарин

https://stradablog.ru/stati/lyudi/nashi-avtory/dmitrii-gusarin.html

Похожие статьи:

Как?ФОТООБРАЗОВАНИЕ Часть первая

Как?ФОТООБРАЗОВАНИЕ Часть вторая

Как?Кадрирует Александр Родченко



Комментарии 3