ФОТООБРАЗОВАНИЕ Часть первая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 Решил человек заняться фотографией. И первый вопрос – что купить и сколько стоит. Приобретение той или иной фототехники весьма занимательная процедура. Рекомендаций и советов по этому поводу вполне достаточно (оставим пока компетентность таких советов без обсуждения). Но вот техника, наконец, куплена и начинаются другие проблемы: как и где учиться?
Вариантов решения множество. Например, есть мнение, что достаточно очень внимательно прочесть инструкцию, и там найдутся ответы на все вопросы. Есть вариант ничего не читать, а все узнать на форумах. Можно погрузиться в чтение умных (без иронии!) книг или пойти на курсы, а то и в фотошколу или даже академию. Выбор, конечно, каждый делает сам.
Далее тут будет изложено то, как я, фотограф с 18-тилетним профессиональным стажем и преподаватель со стажем 17 лет, вижу решение этой проблемы.

 Оговорюсь особо: я НИКАК не хочу портить кому-то репутацию или скрытно рекламировать какую-то структуру, я лишь делюсь своими соображениями.

 


 Начнем с глобального: увы и ах, но высшего фотообразования в нашей стране (в России) нет – не ищите. И пока быть не может. Дело в том, что для этого нужен особый документ – стандарт образования. Я в свое время потратил много усилий для того, чтобы он был принят. Не я один, разумеется, а целая кафедра. Но весь наш труд оказался напрасным. Так что если какой-то ВУЗ обещает диплом государственного образца с квалификацией «фотограф», то это обман. Как обстоят дела в других бывших Союзных республиках, однозначно утверждать не берусь. Но как-то слабо верится, что такое образование появилось на постсоветском пространстве. Буду рад ошибиться.

 Уменьшим степень глобальности, перейдем к техникумам и ПТУ, то есть, к колледжам и лицеям в нынешней терминологии (можно подумать, что от перемены названий что-то улучшилось в обучении).
Да, есть некоторое количество таковых. Готовят они фотографов 3-4 разрядов для фотоателье. Не могу сказать, что плохо готовят – так же как и прочие заведения. Но общий ориентир – «для удовлетворения нужд населения» – говорит сам за себя. Приведу цитату из образовательной программы одного такого учебного заведения: «Назначение профессии: выполнение работ по фотосъемке заказчиков на документы, студийное и нестудийное портретирование, ручная и автоматизированная лабораторная обработка и печать, компьютерная и ручная ретушь» С портретированием тут, правда, беда, но об этом чуть позже.
Итак, мы прошли все государственные варианты дипломов. А что же «частные лавочки» и личная инициатива в обучении?

 Давайте пойдем снизу вверх.
Идею снимать самому, без чтения даже инструкции, можно оставить в живых, но тогда придется удовлетвориться «зеленой зоной» – т.е. полностью автоматическим режимом, и то попросить поставить его в магазине при покупке. Каждый следующий шаг будет вызывать вопросы и заставлять нервничать. Вполне логично, что новичок дальше полезет на форум. И вот появляются бесконечные «Я купила недавно зеркалку, а фотки вечером все тёмные. Она плохая или сломалась?» или «Чёта у меня ни с того, ни с сего автофокус перестал работать. Подскажите, что может быть? Или сразу в сервис бежать?» Вы думаете, я утрирую? Ничуть! Почитайте сами некоторые форумы – это частые вопросы.
Странно, почему-то никому в голову не приходит садиться за руль автомобиля, не умея водить. А вот с камерой пообщаться без чтения инструкции – это как «здрасти!».

 

 Второй вариант. Инструкция таки прочитана, но как-то не сильно помогло. Увы, это не художественный роман, а техническая литература. Поэтому не ждите, что от прочтения у вас появятся знания. Инструкцию нужно и-зу-чать! Огорчу ещё больше. Представьте себе, что вы за пультом управления, ну, например, синхрофазатрона, но в ядерной физике ни бум-бум. Давайте прочтём инструкцию к синхрофазатрону. Как вы думаете, сильно поможет? Ну, включить/выключить еще как-то может получиться. А вот с результатами будет сложно. Так вот чтение инструкции – это всего лишь один из шагов в обучении, а вовсе не все обучение. Термины, применяемые в инструкции, описывают процессы. А процессы нужно понимать. Вот тогда можно говорить о знаниях. Точнее об одной их части – технической. Но это только техническая основа фотографии, а вовсе не она сама!

 Третий вариант. «Буду учиться сам»! Отличное решение! Только дальше будут вопросы и очень серьезные. Дело в том, что к самостоятельному обучению способны ЕДИНИЦЫ. Это и умение понимать прочитанное, и умение организовать свое время для обучения, и нормирование занятий по времени, и подбор литературы, и порядок её чтения. А уж что говорить о практических навыках! При любом раскладе самостоятельное обучение занимает гораздо больше времени и сил, чем занятия с преподавателем. Но в ряде случаев это действительно приемлемый вариант, да и то до определенной стадии обучения. Например, научиться снимать портрет (не фото на паспорт, а портрет!) только самостоятельно практически невозможно. Чуть погодя я объясню почему.

 

 Четвертый вариант. «Надо пойти учиться!»
Ну, вот, мы и добрались до самой сложной части.
Теперь давайте выстроим систему (ведь без системы толковое обучение не получится!), т.е. разберёмся чему именно и в какой последовательности нужно учиться.
Я объясняю это методом аналогий.
Фотография – это язык. Вспомните, как Вы учились излагать мысли на родном языке (письменно, разумеется). Неужели сразу писали романы? Сперва отдельные элементы, даже не буквы! Потом буквы, потом учились их соединять между собой, потом целые слова, потом предложения…и, наконец, первый диктант! Заметьте – диктант! НИКАКОГО ТВОРЧЕСТВА! Вы под диктовку учились правильно писать слова и ставить знаки препинания!
В фотографии все ровно так же. Придется сперва изучить всю мат.часть – т.е. камеру, оптику, то как это все работает, что такое съемочные параметры и как они связаны между собой, научиться снимать по техническому заданию преподавателя. Лично я все это называю «Фотоликбез». Вся эта часть посвящена одной, но крайне важной задаче: научиться работать с экспозицией. Пусть Вас не пугает это слово, очень скоро оно станет привычным, а чуть позже – родным.
Ура! Диктант написан! Теперь, если вы помните, более сложная ступень – изложение. Вам читали текст, а вы его пересказывали своими словами, но не искажая сути. В фотографии есть такое понятие: фактура света. Вот с этим Вам и предстоит теперь научиться работать. Лучше всего это делать в студии – нет зависимости ни от погоды, ни от времени суток. И вот тут есть уже определенная сложность для тех, кто хочет заниматься самостоятельно. Все это возможно и в индивидуальном порядке, но стоить будет значительно дороже, нежели в группе под чьим-то руководством. Дело в том, что все издержки по аренде студии вы будете оплачивать самостоятельно. При этом не известно сколько раз вам придется арендовать студию – очень может быть, что гораздо больше, чем при групповом обучении.
Ну, вот с изложением тоже справились. Теперь сочинение. На языке фотографии – курс композиции. Заметьте курс, не одно занятие! И тут тоже групповое (а значит под чьим-то руководством) обучение будет гораздо эффективнее. Почему? Причина проста: мы все учимся на ошибках. Больше ошибок – эффективнее обучение. В группе ошибок больше.

 И вот он выпуск! Считайте, что полное среднее фотообразование у Вас есть.


 Итак: экспозиция, фактура света, композиция. Без этих трех составляющих фотограф не состоится как фотограф.
 Разумеется, дополнением должны быть курсы по любому редактору растровых изображений (самый популярный – Adobe PhotoShop), либо Вам придется доверять обработку своих снимков другому специалисту.

 Конец первой части. Продолжение следует.

 

 

Автор: Дмитрий Гусарин

 

Краткая биография автора

https://stradablog.ru/stati/lyudi/nashi-avtory/dmitrii-gusarin.html

Похожие статьи:

Как?ФОТООБРАЗОВАНИЕ Часть вторая

Расписание темРасписание тем на декабрь

Разбор фотографийРазбор фотографии Анри Картье-Брессона

Как?ФОТООБРАЗОВАНИЕ Часть третья



176 просмотров

Комментарии 2