Кадрирует Александр Родченко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Щелчок затвора — и на пленке запечатлен кусочек жизни. Скорее хочется увидеть, что осталось на снимке из огромного светлого мира. Контрольный отпечаток дает представление о кадре. Но не всегда отпечаток выигрывает от показа целиком. Необходима доработка, уточнение композиции кадрированием. Интересно и поучительно познакомиться с тем, как кадрировал свои работы и работы других репортеров Александр Михайлович Родченко. Художникноватор, он пришел в фотографию со своим, сложившимся видением. В живописи, а затем в светописи он строил композиции, используя минимум средств. Мастер оригинальных, емких построений говорил:    «Можно сделать композицию даже из точки. Важно правильно ее разместить».

 


 Александр Родченко, портрет матери (слева) исходник, (справа) окончательный вариант

 

 Существуют два этапа кадрирования. Первый — при съемке, в видоискателе; второй — при печати, когда идет работа над позитивом.
Как правило, фотограф старается увидеть кадр сразу, уже в видоискателе.
Родченко с большой точностью кадрировал при съемке. Фотографии спортивных парадов, Москвы в годы первой пятилетки он делал со всей поверхности негативов. Каждый миллиметр в них несет композиционную нагрузку.
Но Александр Михайлович кадрировал и при печати. Его фотография «Портрет матери» известна многим. Однако не все видели негатив целиком. Это пластинка 9X12 см, на ней в центре — фигура женщины, видны стол, газета, обстановка комнаты. Родченко при изготовлении позитива сумел найти такой размер и соотношение сторон прямоугольника, так разместил в нем лицо и руку с очками, что портрет сразу обрел выразительность, законченность.
 «Когда зритель может «прочесть» образ, остановленный фотографом?»— задавал вопрос Родченко и отвечал: «… когда фотограф кадрирует для более острого, конфликтного восприятия сюжета. Фотографическая композиция может быть гораздо богаче композиции живописной. Она может строиться по вертикали, по горизонтали, по диагонали. Быть с нагрузкой в центре и по краям, сим-метричной и асимметричной. Только резко композиционно можно заставить зрителя смотреть и видеть красоту сюжета, донести до него свежесть, зыбкость и изменчивость мгновения, поразившего фотографа». Эти основы кадрирования Александр Михайлович вывел из своего опыта и из опыта известных советских фотомастеров.

 

Я. Халип, "В дозоре" (вариант кадрирования предложенного Родченко)


  В тридцатые годы Родченко оформлял номера журнала «СССР на стройке», фотоальбомы «Красная Армия», «10 лет Узбекистану». Авторами съемок были Б. Игнатович, Е. Лангман, Д. Шулькин, Г. Петрусов, А. Шайхет, Г. Зельма, Я. Халип и другие. Они часто приходили в мастерскую художника, чтобы перед выездом в командировку уточнить подробности съемки. И Александр Михайлович каждому старался помочь советом.
 В одну из таких встреч родилась известная фотография Я. Халипа «В дозоре». Художник набросал схему кадра: крупно — дуло орудия, моряк с биноклем и военный корабль — на заднем плане. «Три предмета лучше кадрировать так, — сказал он. — Чем меньше предметов и чем они разнохарактернее и разномасштабнее, тем сильнее эмоциональное воздействие».

Работы разных фотографов с вариантами кадрирования Родченко


 В архиве мастера хранится папка с фотографиями, не вошедшими в альбомы «Красная Армия» и «10 лет Узбекистану». Сейчас трудно даже определить, какие сюжеты кому из фотографов принадлежали. Но сохранились варианты кадрировок, сделанные рукой Родченко. Они помогают заглянуть в творческую лабораторию мастера.
По уверенным отметкам видно, как работал художник — уточнял пропорции, изменял границы кадров, обнажал идею снимков, оставлял только то, из-за чего, собственно, и были сделаны фотографии. Все лишнее Родченко безжалостно убирал, и фотография приобретала максимальную выразительность.


 

А. ЛАВРЕНТЬЕВ

(статья из журнала "Советское Фото)

Похожие статьи:

Как?ФОТООБРАЗОВАНИЕ Часть первая

Как?ФОТООБРАЗОВАНИЕ Часть третья

Как?ФОТООБРАЗОВАНИЕ Часть вторая



Комментарии 4