Её зовут "Вива"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В буквальном переводе название этой группы означает «Да здравствует!». «Вива» возникла в 1972 году во Франции по инициативе Мартины Франк, имя которой сегодня хорошо известно знатокам. Она пришла в фотографию не только со своими взглядами и представлениями об этом виде искусства, но и с мыслью организовать группу, которая дала бы ей возможность полнее выразить свое творческое кредо. Подобно тому, как в свое время ее муж, Анри Картье-Брессон, создал знаменитый «Магнум», куда привлек бли­жайших друзей-единомышленников, Мартина основала группу «Вива» при участии шестерых молодых коллег, отличавшихся весьма прогрес­сивными взглядами.

 

Жак Минасян (Португалия)

 

 

 Группа «Вива» провозглашает фотографию «ин­дивидуальным свидетельством нашей эпохи». Главное для ее членов — содержание фотогра­фии, ее идея. Поэтому особое значение придается подходу к теме, моральной ответственности фо­тографа. Они не признают сенсаций и так назы­ваемых «больших» тем, а наоборот, ищут сю­жеты в повседневной жизни, чтобы рассказать таким образом о судьбе своего современника и об обществе, в котором он живет. Речь идет не о какой-то новой школе фотографии. «Вива» следует принципам "непосредственной фотогра­фии", самый выразительный представитель которой — Картье-Брессон. Приверженцев этого направления интересует не просто отдельная, конкретная человеческая судьба, а обобщение, несущее на себе, естественно, печать определенного общественного строя. Тем не менее членов этой группы отличает от Картье-Брессона под­ход к теме, новые воззрения. «Решающий мо­мент» для них не играет главной роли. Напротив, им важнее запечатлеть «момент нерешающий», как бы случайно извлеченный из бесконечного потока повседневных, пусть самых незначитель­ных жизненных стереотипов. Не исключитель­ность, а правдивость — вот главное. На фотогра­фиях нет и главных героев, ведь по-своему очень важны и те, кто не находится в центре кадра, кто как бы вне запечатленного на снимке. Так создается обобщенный рассказ о современнике и его жизни, рассказ, который ничем не выдает присутствия фотографа именно в тот момент и именно в том месте и как бы отвергает вся­кую мысль о нем. Фотограф словно бы слился с людскими потоками.

 

Эрве Глоаген (Франция)

 

 За шесть лет существования группы ее состав, естественно, менялся — одни ушли, влились дру­гие. Сегодня в группу входят Мартина Франк, Клод Раймон-Дитивон, Эрве Глоаген, Ив Жан- мужен, Мишель Делюк, Жак Минасян. Уполно­моченный по связям с прессой — Ален Гарнье. Весьма типично для группы «Вива», что заказы принимаются не любые, а лишь те, которые от­вечают ее творческим воззрениям. В западном обществе, проникнутом духом коммерции и по­требительства, подобная позиция — почти исклю­чение.

 Первая выставка группы «Вива» в 1973 году называлась «Французские семьи» и демонстри­ровалась она в Париже, Лондоне, Милане, Нью-Йорке, Монреале и Антверпене. Это было социологическое исследование современной фран­цузской семьи и ее социального расслоения. Другие совместные выступления — это участие в фестивале фотографии в Арле в 1975 и 1976 го­дах, выставки в Тулузе (Франция), Кельне (ФРГ), Ньюкасле (Великобритания), в Польше. Сейчас готовится выставка в Чехословакии. Группе .«Вива» посвящена книга «Актуальная фотография во Франции», которая вышла в па­рижском издательстве «Контрежо».

 Группа «Вива» явно тяготеет к социальной и со­циологической фотографии, однако было бы пре­увеличением говорить о ярко выраженной со­циально-критической программе. Тем не менее ее деятельность, если принять во внимание хотя бы принцип моральной ответственности худож­ника, носит прогрессивный характер. Молодые фотографы проявляют большой интерес к со­циалистическим странам, публикуют свои рабо­ты в чехословацком и польском фотографиче­ских журналах и с радостью встретили весть о том, что и журнал «Советское фото» хотел бы представить группу своим читателям.

 

Клод Раймон-Дитивон (Франция)

 

 Максим Горький называл литературу «наукой о человеке». Фотографию также можно назвать сегодняшней наукой о человеке. Причину каче­ственных перемен, которые переживает этот вид искусства, нужно искать в постоянно меняю­щихся отношениях между человеком и окру­жающим его миром. Именно эти перемены —'' источник творческой активности французских фотографов, которых объединила группа «Вива».

 

Даниэла Мразкова

(статья из журнала "Советское Фото" за 1978 год)

 



Комментарии