Её зовут "Вива"
В буквальном переводе название этой группы означает «Да здравствует!». «Вива» возникла в 1972 году во Франции по инициативе Мартины Франк, имя которой сегодня хорошо известно знатокам. Она пришла в фотографию не только со своими взглядами и представлениями об этом виде искусства, но и с мыслью организовать группу, которая дала бы ей возможность полнее выразить свое творческое кредо. Подобно тому, как в свое время ее муж, Анри Картье-Брессон, создал знаменитый «Магнум», куда привлек ближайших друзей-единомышленников, Мартина основала группу «Вива» при участии шестерых молодых коллег, отличавшихся весьма прогрессивными взглядами.
Жак Минасян (Португалия)
Группа «Вива» провозглашает фотографию «индивидуальным свидетельством нашей эпохи». Главное для ее членов — содержание фотографии, ее идея. Поэтому особое значение придается подходу к теме, моральной ответственности фотографа. Они не признают сенсаций и так называемых «больших» тем, а наоборот, ищут сюжеты в повседневной жизни, чтобы рассказать таким образом о судьбе своего современника и об обществе, в котором он живет. Речь идет не о какой-то новой школе фотографии. «Вива» следует принципам "непосредственной фотографии", самый выразительный представитель которой — Картье-Брессон. Приверженцев этого направления интересует не просто отдельная, конкретная человеческая судьба, а обобщение, несущее на себе, естественно, печать определенного общественного строя. Тем не менее членов этой группы отличает от Картье-Брессона подход к теме, новые воззрения. «Решающий момент» для них не играет главной роли. Напротив, им важнее запечатлеть «момент нерешающий», как бы случайно извлеченный из бесконечного потока повседневных, пусть самых незначительных жизненных стереотипов. Не исключительность, а правдивость — вот главное. На фотографиях нет и главных героев, ведь по-своему очень важны и те, кто не находится в центре кадра, кто как бы вне запечатленного на снимке. Так создается обобщенный рассказ о современнике и его жизни, рассказ, который ничем не выдает присутствия фотографа именно в тот момент и именно в том месте и как бы отвергает всякую мысль о нем. Фотограф словно бы слился с людскими потоками.
Эрве Глоаген (Франция)
За шесть лет существования группы ее состав, естественно, менялся — одни ушли, влились другие. Сегодня в группу входят Мартина Франк, Клод Раймон-Дитивон, Эрве Глоаген, Ив Жан- мужен, Мишель Делюк, Жак Минасян. Уполномоченный по связям с прессой — Ален Гарнье. Весьма типично для группы «Вива», что заказы принимаются не любые, а лишь те, которые отвечают ее творческим воззрениям. В западном обществе, проникнутом духом коммерции и потребительства, подобная позиция — почти исключение.
Первая выставка группы «Вива» в 1973 году называлась «Французские семьи» и демонстрировалась она в Париже, Лондоне, Милане, Нью-Йорке, Монреале и Антверпене. Это было социологическое исследование современной французской семьи и ее социального расслоения. Другие совместные выступления — это участие в фестивале фотографии в Арле в 1975 и 1976 годах, выставки в Тулузе (Франция), Кельне (ФРГ), Ньюкасле (Великобритания), в Польше. Сейчас готовится выставка в Чехословакии. Группе .«Вива» посвящена книга «Актуальная фотография во Франции», которая вышла в парижском издательстве «Контрежо».
Группа «Вива» явно тяготеет к социальной и социологической фотографии, однако было бы преувеличением говорить о ярко выраженной социально-критической программе. Тем не менее ее деятельность, если принять во внимание хотя бы принцип моральной ответственности художника, носит прогрессивный характер. Молодые фотографы проявляют большой интерес к социалистическим странам, публикуют свои работы в чехословацком и польском фотографических журналах и с радостью встретили весть о том, что и журнал «Советское фото» хотел бы представить группу своим читателям.
Клод Раймон-Дитивон (Франция)
Максим Горький называл литературу «наукой о человеке». Фотографию также можно назвать сегодняшней наукой о человеке. Причину качественных перемен, которые переживает этот вид искусства, нужно искать в постоянно меняющихся отношениях между человеком и окружающим его миром. Именно эти перемены —'' источник творческой активности французских фотографов, которых объединила группа «Вива».
Даниэла Мразкова
(статья из журнала "Советское Фото" за 1978 год)