Работа с аппаратурой в зимний период

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Оговорюсь сразу: всё, что написано ниже, будет справедливо для температур до минус 40 градусов по Цельсию. Съёмки в районе Минусинска или Оймякона в декабре, в Антарктиде в июле и в открытом космосе рассматриваться не будут.
Вы спросите, почему именно минус 40?
Во-первых, это мой личный опыт, которым я могу поделиться.
Во-вторых, при более низких температурах могут происходить изменения физических свойств материалов камер и объективов. Так что далеко не любая фототехника будет работоспособна в таких условиях, впрочем, как и далеко не любой фотограф. 
Напомню, мы по-прежнему ведём разговор только о 35мм цифровых зеркальных камерах.

 Проблему съемки при низких температурах можно разделить на несколько отдельных вопросов.

 Первый, наиболее важный, приводящий иногда к поломке технике, это работа затвора.

 

матерчатый шторно-щелевой затвор


 Отмечу сразу, что самый серьёзный случай – это камеры с матерчатым шторно-щелевым затвором. Такие модели все давно сняты с производства. Однако, выкопав перед Новым Годом из дедушкиного сундучка подобную технику нужно быть готовым к тому, что мороз может вынести ей окончательный приговор – матерчатые шторки, импрегнированные резиной, просто порвутся на морозе, если уже не рассохлись от времени. Так что можете смело плюнуть трижды через левое плечо – эти сложности вам не грозят. Шторки на ваших затворах ламельные, металлические или из композитного материала, и мороз им точно нипочем. Кстати, о плёнке: если плёнка хранилась в надлежащих условиях, то ничего ей на морозе не сделается.
 

Образование конденсата


 Второй вопрос – это вопрос образования конденсата. Как известно, при перемещении предмета из холодной среды в тёплую на его поверхности образуется конденсат. Это значит, что когда вы заходите с мороза в тёплое помещение, то на всей аппаратуре выпадет этот самый конденсат. Самое печальное, что выпадать он будет не только снаружи, но и внутри, что гораздо опаснее, поскольку может привести к короткому замыканию электрических или электронных компонентов камеры и оптики и вывести их из строя. В инструкциях к камерам и оптике этот момент обычно описан. Но кто же читает инструкцию? :)
Практическая рекомендация очень проста: не нужно сразу с мороза распаковывать аппаратуру. Оставьте свой кофр (рюкзак) нераскрытым после возвращения с прогулки – пусть все содержимое нагреется постепенно – это предотвратит выпадение конденсата. Как долго это самое «постепенно»? Конечно же, всё будет зависеть от перепада температур улица/помещение и времени пребывания аппаратуры на холоде. Ориентировочно можно считать, что за полчаса-час температура внутри упаковки поднимется до той, которая позволит избежать конденсата. Только не нужно форсировать события и ставить все ваше фотохозяйство на батарею или на печку. Если Вам предстоит съемка в помещении после долгого пребывания на холоде, то лучше приехать на место заранее, дабы успеть отогреть аппаратуру и избежать всех указанных сложностей.
Я понимаю, что дальнейшее может вызвать улыбку, но ввиду предстоящих зимних праздников вариант может оказаться весьма актуальным. Рекомендация рождена практикой: не пытайтесь так же запросто решить вопрос в бане – высокая влажность может давать конденсат даже при гораздо меньших перепадах температур! Так что в бане нужно будет не просто выдерживать аппаратуру дольше, а еще и минуты 3-4 прогреть её в парилке. Только не нужно хлестать её веником! :) Кстати, рекомендация про баню всесезонная, а не только зимняя.

 

 

 Третий вопрос – падение ёмкости источников питания при низких температурах. Выглядит это очень просто: камера (вспышка) могут отказаться работать на морозе, при этом будет загораться сигнал низкого заряда аккумулятора. А когда источник (аккумулятор) нагреется, то сигнализация пропадёт и камера (вспышка) снова готова к работе. Ничего не попишешь – вот такие они, источники, капризные. Причем это касается любых источников – батарей любого тип, любых аккумуляторов. Методов борьбы с этой проблемой только два: первый – обеспечить хотя бы временное согревание источника питания и второй – это изоляция источника от камеры (вспышки). Как это выполняется практически.


 Итак, первый метод – согревание.
Можно прятать камеру под одежду, и доставать её только на момент съемки. Если вы держите камеру на морозе не более 5-10 минут, то она не успеет сильно охладиться, так что ни источники питания, ни оптика не доставят хлопот. Можно держать камеру снаружи, а источники в тёплом кармане, и вставлять их только мере необходимости, а потом снова прятать в карман. Очень помогает наличие двух-трёх комплектов источников: один в работе – второй «отдыхает» в тепле, далее комплекты меняются местами. Такой способ позволяет работать на морозе достаточно долго, хотя замена источников, конечно, занимает время.

Второй метод – изоляция. Заключается он в том, что камера и/или вспышка подключаются к наружному источнику, который прячется под одежду, т.е. изолируется от холода. Кабель, который будет передавать питание от источника к аппаратуре, создаст некоторую помеху при работе, но при определённых навыках почти незаметную.
Что может служить наружным источником? Если не брать в расчет изделия клуба «Оч.умелые ручки», а говорить только о фирменных вариантах, то их два.


 Во-первых, можно использовать специальный контейнер для набора пальчиковых элементов, куда их обычно помещается восемь штук. С помощью кабеля он соединяется из-под одежды с аппаратурой. В этом случае ёмкость источника будет по-прежнему ограничена ёмкостью пальчиковых элементов.
 И, во-вторых, в продаже есть специальные выносные аккумуляторные блоки, заряжаемые от бытовой сети 220V. Ёмкость их гораздо больше пальчиковых элементов, работа с ними гораздо надёжнее. Но и стоят они много дороже. Такой аккумулятор носится на поясе или в кармане и также с помощью кабеля также соединяется с аппаратурой.

 


 Разумеется, при работе на морозе нужно соблюдать осторожность при выдохе, чтобы пар изо рта не оседал и не замерзал на оптике и видоискателе, да и на органах управления камерой. Так что учитесь выдыхать в сторону от камеры.
 


 Напоминание владельцам автомобилей: в салоне обычно теплее, чем в багажнике, так что отправляясь на съемку, лучше положите аппаратуру в салон.

 И ещё одна строчка об оптике: если ваша оптика исправна, то нет никаких оснований беспокоиться за её работу в пределах указанных температур, т.е. до минус 40 градусов по Цельсию. 

Тёплых вам снимков! :)

 

Автор: Дмитрий Гусарин
 



Комментарии 2