ФОТООБРАЗОВАНИЕ Часть вторая

ФОТООБРАЗОВАНИЕ Часть вторая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Достаточно часто после получения общего фотообразования люди хотят получить специализацию. Например, преуспеть в съемке пейзажей или заниматься портретом.
Я не смогу при всем желании рассказать об обучении ВСЕМ специализациям. Но о некоторых из них мы поговорим, и я отмечу основные нюансы и ошибки при обучении. Обратите внимание: только основные! Это вовсе не скрупулёзное исследование с претензией на глобальность.

 

Автор: Ансельм Адамс


 Итак, пейзаж. Почему-то считается, что для этого обучения никаких специальных знаний не надо. Поэтому мы и наблюдает миллион насмерть «зафотошопленных» снимков с претензией на открытку. А то, что кадр хороший пейзажник ждёт порой годами, об этом многие просто не знают. Знание природы и природных явлений, астрономии (в минимальном объеме), метеорологии, правильный подбор снаряжения и экипировки – вот тот минимум, который должен дополняться очень хорошими, я бы сказал отличными, знаниями экспонометрии и прекрасным чувством композиции. То, что скрадывается при съемке людей из-за наличия эмоций, в пейзаже не замаскировать ничем. А ещё придется научиться делать обязательные экспозиционные дубли, купить штатив и запастись ОГРОМНЫМ терпением и трудолюбием.
 

На фотографии Арноль Шварцнегер. Автор: Ричард Аведон


 Портрет. Один из самых самых востребованных жанров. Только почему-то частенько фотограф пытается свою работу с моделью замаскировать внешними данными модели. Найти девчонку посимпатичнее, прислонить к стенке побезобразнее – и вот портрет готов. Я обещал сказать, почему не реально научиться снимать портреты самому, без преподавателя. Нет, не преподавателя фотографии – все «фотоштучки» должны быть освоены ещё на первой стадии обучения (смотрите часть первую), а преподавателя режиссуры. Да, да, режиссуры! Если Вы хотите научиться работать с моделью, создавать художественный образ, то вам нужно освоить именно режиссуру. Конечно, можно взяться за спецлитературу (Станиславский К.С. «Работа актера над собой»), но поверьте, это ОЧЕНЬ сложная задача. Хороший режиссерский тренинг даже из 8-12 занятий продвинет вас гораздо быстрее и гораздо дальше, чем внимательное чтение труда классика режиссуры.
 

Автор: Робер Дуано (пример уличной фотографии)


 Жанр, street-фотография. Любить людей, уметь находить мгновенный контакт, знать законы и административные правила фотосъемки, научиться работать влёт, в один кадр и при этом не промахиваться по экспозиции. Один очень хороший фотограф рассказывал такую историю. Идут на рынок два фотографа. Один возвращается с отличными снимками и кучей подаренных фруктов, а другой едва успевает убежать от разъяренной толпы тех же самых торговцев. Так что это все очень не просто и требует постоянной корректировки со стороны. Как тут научиться самому? То есть можно, но за какой срок и с какими издержками?
 

Автор: Сергей Максимишин


 Репортаж. Дело в том, что это не просто фотография, а фотожурналистика. И учиться здесь придется именно журналистике. А отсюда и важнейший вопрос: а оно вам надо? Обучить репортажу за неделю не реально. Два года минимум. И при этом вы будете спать с камерой в обнимку (6 часов в день максимум). Все остальное время будут занимать даже не сами съемки, а подготовка к ним. Я нисколько не утрирую: журналистика – это образ жизни. И тут мало уметь хорошо снимать, нужно уметь оказываться в нужном месте в нужное время. Без серьёзных связей в самых различных сферах, без постоянного отслеживания событий вам ничего толкового не снять. То есть повезти раз в год может, но это случай. А вам нужно на что-то жить. А еще придется научиться смиряться с тем, что до 90% ваших съемок окажутся не востребованы – материал, для которого вы снимали, по разным причинам «вылетает из номера». И виноватых тут не будет, это просто специфика профессии.

 

Автор: Хельмут Ньютон

 

 Ню. На мой взгляд, это самый сложный жанр. Раздеть модель во много раз проще, чем сделать хороший снимок. Не скатиться в пошлость и банальность очень и очень не просто. Говорить о технических умениях тут не приходится – они должны быть все на пять. А вот идея, замысел, композиция… Думаю, что без серьезных знаний скульптуры, в первую очередь античной, без понимания анатомии тут будет очень и очень не просто.
 

Автор: Йозеф Судэк


 Натюрморт. Для большинства фотолюбителей это мало востребованный жанр. Однако, задайте себе вопрос: по какой причине в живописи натюрморту уделено столько внимания? Причем натюрморту, как в чистом виде, так и как фрагменту полотна. Заставить заговорить предметы, оживить бездушные вещи – это мастерство. Кстати, в учебном плане натюрморт имеет явные преимущества перед многими другими жанрами: вещи предметы не бывают в плохом настроении, они не устают, для них редко важна погода, ими можно манипулировать действительно как угодно и они никогда не обидятся на фотографа. Очень многим и живописцам, и светописцам понимание чувства прекрасного, света, фактуры, текстуры пришло именно через натюрморт. А сколько технологических хитростей придется узнать, чтобы снять, казалось бы обыкновенную чашку с дымящимся кофе так, чтобы этот кофе захотелось немедленно попробовать!

 Специализации можно продолжать перечислять ещё очень долго и о каждой найдется что сказать. Но заметьте главное: ВСЕ они базируются на хороших знаниях основ фотографии (еще раз: смотрите часть первую!). А собственно специализация предполагает обучение вещам, которые непосредственно с фотографией вовсе никак не связаны.


 Есть еще одно крайне важное замечание. Дело в том, что фотография не существует сама по себе. Она неразрывно связана и с другими видами искусств, и с культурой в целом. Прекрасный питерский фотограф Илья Абрамович Наровлянский говорил: «Я не могу себе представить ХОРОШЕГО фотографа, который мало читает, не любит живопись, не ходит в театр». Чем дальше, тем я больше убеждаюсь, насколько точными были слова этого замечательного человека.
Конец второй части. Продолжение завтра.

 PS Чтобы не создавать ощущение интриги: завтра будут практические советы где, чему и как стоит учиться, чего стоит опасаться, как проверить обещания тех, кто берется вас обучать. Очень рекомендую все возникшие вопросы по первой и второй части начинать задавать уже сейчас, соответственно в темах первой и второй части.

 

Автор: Дмитрий Гусарин

http://stradablog.ru/stati/lyudi/nashi-avtory/dmitrii-gusarin.html

 

Похожие статьи:

Как?Кадрирует Александр Родченко

Как?ФОТООБРАЗОВАНИЕ Часть третья

Как?ФОТООБРАЗОВАНИЕ Часть первая



Комментарии 1